(с шейхом Абдульхаком Бьюли)

Абсолютно убежден, что если у русских мусульман когда-нибудь появится своя автономия, будь то формализованная вроде национального района/округа/вилайята или фактическая вроде штата Юта у мормонов, туда надо будет по максимуму завлекать помимо русских и других мусульман европейских национальностей.

От украинцев и других мусульман-славян до немцев, голландцев, англосаксов, итальянцев и т.д.

Стратегически стремиться к тому, чтобы наряду с русским люди в этом регионе знали и могли использовать английский. Разумеется, арабский как язык исламских ильма и практики, включение понятий из которого в русскую речь будет выделять ее подобно тому, как боснийский отличается от сербскохорватского или урду от хинди.

От одного из читателей пришел вопрос:

Почему Вы бы хотели привлекать в поселения русских мусульман ещё других европейцев-мусульман? Вы хотите создать какую-то сверхнациональную общность белых мусульман? Но как же родные языки, традиции?

Ответ:

1) Что касается общности белых или, лучше сказать, коренных европейских мусульман, откровенно говоря, да, я считаю, что ее формирование желательно.

Банально, потому что, во-первых, их мало (на фоне остальных), во-вторых, у них более-менее одинаковые проблемы. Это так применительно к новообращенным, но дело в том, что даже такие европейские мусульманские народы как боснийцы и албанцы — малые, и они на общем фоне либо теряются, либо замыкаются в себе. Хотя в окружении белых немусульманских народов, где находятся их диаспоры, могли бы стать локомотивом дауата к местному населению и взять на себя миссию поддержки и организации неофитов из их числа.

То есть, тесная кооперация, которую также можно назвать формированием некой общности, в интересах всех коренных европейских мусульман, которые хотят сохраниться и расширяться. Но это не значит, что эта общность должна быть какой-то национально-безликой, нет — немцы должны оставаться немцами, голландцы голландцами, русские русскими, боснийцы боснийцами и т.д. Хотя естественные переходы между ними через браки и ассимиляцию, на мой взгляд, должны быть на порядок более облегченными, чем с другими народами.

То есть, если представить себе ту гипотетическую территорию русских мусульман, о которой шла речь, то для других мусульман-европейцев, переселяющихся в нее, будет возможность как ассимиляции, так и сохранения своих культур и иденичностей. Например, немецкая семья или итальянская семья могли бы поселиться своим домом или несколькими домами по соседству.

Русские мусульмане в этом случае взяли бы на себя роль попечителей других европейских мусульман, потому что такие дома могли бы стать своего рода центрами дауата для их соплеменников. Например, путем создания медиа-студий или приезда в них на стажировку-обучение-общение их соплеменников с родины и из других стран.

По-хорошему, такой деятельностью по формированию мусульманских кадров и общин из числа европейцев должны были бы заниматься мусульманские страны с амбициями и возможностями. Но никто этого не делает и не собирается — неофитов, конечно, находят и приглашают на обучение, но чтобы они потом становились проводниками экспансии иностранных школ и джамаатов — саудовской, турецкой и т.д. Мы, если у нас будет такая возможность, будем помогать им встать на свои ноги и развивать свои сообщества, которые станут нашими союзниками, а не марионетками и агентами.

2) Однако у нас есть в этом и чисто прагматическая заинтересованность, с точки зрения наших национальных интересов.

Увы, и количество, и качество нашего человеческого материала таково, что для изолированного развития его недостаточно. Нам потребуется приток новых людей и свежей крови, особенно на первых порах, пока дауат среди русского населения не наберет массовые обороты.

Однако если этот приток будет идти от окружающих нас, численно преобладающих мусульманских народов, нас просто поглотят и подомнут — вольно или невольно. Что, собственно, и происходит с русскими мусульманами на данный момент, которые не могут, не успевают сформироваться как общность, как их растаскивают по другим народам, джамаатам и т.д.

Соответственно, прагматически нам выгодно, чтобы это вливание шло со стороны географически отдаленных и численно не превосходящих нас (другие неофиты), но при этом генетически родственных нам народов, способных как к взаимовыгодному взаимодействию, так и к безопасной ассимиляции в нашей среде.

К тому же, вливание в среду русских мусульман мусульман — славян и других европейцев будет способствовать закреплению культурных особенностей, которые будут еще больше выделять русских мусульман и помогать им не раствориться среди численно преобладающих мусульманских народов.

2 комментария

  1. Ильшат Набиуллин says:

    Ассаламуалейкум! Мысль понятна, только Какой смысл держаться за русскую самоидентичность?

    • Уа алейкуму ас салям.

      Хотя бы для того, чтобы, как и другие, иметь что-то свое, а не быть сиротой казанской и бедным родственником у чужих.

      Уже не говоря о том, чтобы способствовать в будущем переформатированию этой русской идентичности и России в целом в направлении, полезном для Ислама.

Добавить комментарий для Haroon Cancel

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*