Русские национал-регионалисты попросили меня прокомментировать идею наших партнеров из татарского «Азатлык» об объявлении 2013 года годом Батыя. Я бы не стал этого делать, так как право самих татарских националистов определять своих исторических героев и объявлять тот или иной год годом чествования их памяти. Однако к сожалению, данное решение породило внешние последствия, являющиеся уже общими для всех участников переговорного процесса национальных движений Северной Евразии с участием того же «Азатлыка». Так что, придется об этом пару слов сказать.
Понятно, что на деле восхваления татарскими националистами Бату-хана никому, тем более, русским, никакой угрозы не несут. В ходе обсуждения этого вопроса с одним продвинутым татарским идеологом я услышал достаточно внятную аргументацию о мотивах такого шага, суть которой, если упрощать ее, сводится к необходимости преодолении татарами комплекса нацменского терпильства и перехода с оборонительных позиций на наступательные.
С этой точки зрения мне трудно судить, насколько такое батупочитание и вообще ордынофильство в татарской среде будет способствовать решению этой задачи — я не татарин и во внутренние дела татар вмешиваться не собираюсь. Меня как человека, заинтересованного в создании альянса национальных сил автохтонов Северной Евразии, который невозможен как без татарских, так и без русских антиимперских националистов, интересует только одно — настолько ли велика для татарских националистов польза от провозглашения своим героем Батыя, чтобы она перевесила те негативные внешние последствия, которые оно с собой несет?
На данном этапе можно констатировать, что после него те немногие антиимперские русские националисты, которые были готовы заключить союз с «Азатлык» на принципах самоопределения народов Северной Евразии и, в частности, поддержки Татарстана, дали понять, что от этой идеи отказываются. И если можно понять внутренние резоны «Азатлык», то так же их можно понять применительно к русским национал-демократам: вся их аргументация выстроена на том, что имперская Россия — это продолжение Орды, которая угнетает Русь, и после этого вступить в союз с теми, кто славит саму эту Орду, причем, не какие-то позитивные федералистские и этноплюралистические аспекты ее государственности, а завоевательные походы Батыя и разорение им русских городов? Естественно, такой шаг для них был бы политическим самоубийством, при том, что практические интересы защиты федерализма и борьбы за национальное самоопределение, на которые этот эпатаж с Бату-ханом никак не влияет, у них полностью совпадает с «Азатлык».
Лично от себя добавлю и еще одно соображение. Эпатаж татарских национал-романтиков с фигурой Бату-хана представляется мне очень схожим с эпатажем некоторых русских (и не только) национал-романтиков с фигурой Гитлера, эстетикой и патетикой Третьего Рейха. И там, и там в этом можно усмотреть стремление к преодолению терпильства, обретению волевого имиджа, политическому экспансионизму и т.д. Однако символы в политической философии это содержательно нагруженная вещь и не всегда могут использоваться произвольно.
Так, преклонение перед Гитлером и Третьим Рейхом, со временем приводит наиболее думающих их почитателей к закономерному выводу о том, что транснациональные корпорации вроде «Microsoft» в наши дни гораздо ближе к идеалу фашистского тоталитаризма, чем маргинальный «правый движ». Но разве не то же самое можно сказать о культе Чингисхана, Бату и милитаристской Золотой Орды? Кто сегодня ближе к этому идеалу на практике: кремлевские чекисты с их карательной ордой, контролирующей необъятные просторы, или противостоящие этой орде отчаянные патриоты автохтонных этносов, сохранение которых не вписывается в логику развития этой машинизированной орды, того, что я называю КапСовком?
Ответ, мне кажется, очевиден, а раз так, опасность подобных дискурсов для антиимперских сил лежит на поверхности и заключается в перехвате главной идеи с отбрасыванием романтической шелухи. Хотите Золотую Орду? Получите Единую Россию. Хотите Чингисхана и Бату? Получите Сталина и Путина. Сожжение непокорных городов, говорите? Грозный вчера, как знать, не будет ли это Казань завтра? Благо Дугин и Ко легко объяснят, что одно вытекает из другого.
Надеюсь, что эти риски будут осознаны молодыми татарскими патриотами и идеология антиколониальной борьбы и союза между освободительными движениями народов и земель Северной Евразии в итоге пересилят эпатаж, невольно подыгрывающий московскому империализму