Сейчас среди российских политологов и околополитологов общим местом стала констатация патовости ситуации вокруг Украины для Путина.
Почти все сходятся на том, что как война с Украиной, так и «слив Новороссии» будут иметь катастрофические последствия для режима Путина и его самого.
Я недавно писал о том, что война — это перспектива жесткого демонтажа не только режима, но и самой РФ в ближайшие 3-5 лет. «Слив» дает возможность Путину отскочить и получить несколько лет для решения вопроса с передачей власти преемнику.
То есть, и в том, и в другом случае это конец эпохи Путина — разница только в том, катастрофический или мягкий.
Есть ли у Путина другие варианты?
Теоретически есть только один — переход на платформу выдающегося русского геополитика, покойного Вадима Цымбурского, который безуспешно пытался доносить свои идеи до русского общества с начала 90-х годов.
А идеи эти просты — смещение геополитического центра тяжести России в ее урало-сибирское средоточие, уход в себя, регионализация, отталкиваясь от нового центра, освоение своих пространств.
26 февраля 2014 года — до аннексии Крыма я написал этот текст.
Теоретически его главная идея может оставаться актуальной до тех пор, пока Путин не решится на полномасштабную войну с Украиной. Уже с большими потерями, вызванными аннексией Крыма, конфронтацией со своим стратегическим соседом, резким ухудшением отношений с Западом.
Но все же. Если бы Путин сейчас захотел не просто выйти из игры, а перезагрузить свой режим, у него есть только одна возможность.
Объявить о переносе российской столицы куда-нибудь в Сибирь. О том, что Россия уходит в себя и сосредотачивается. О том, что Россия примет к себе и обустроит ее патриотов с Востока и Юга Украины, равно как и со всех других мест. Что она станет островом стабильности и благополучия в бушующем вокруг нее океана хаоса, бла-бла-бла.
То есть, вместо битой карты Новороссии предложить амбициозный проект Азиатороссии.
Поступит ли так Путин? Уверен — нет.
(опубликовано в «livejournal«)