«Русские патриоты», которые до сих пор не могут принять факт наличия независимой Украины, Грузии, Казахстана, являются заложниками одной ошибки восприятия.
Они считают Россию таким же государством-нацией, как Францию или Испанию, а все эти страны искусственными, мятежными образованиями.
Но дело в том, что Россия в ее границах это аналог не какой-либо из европейских стран, а Европы в целом. А Европа, как мы знаем, начав с единой Священной Римской Империи, в итоге пришла к Вестфальской системе, наполнением которой стали национальные государства.
И даже, если сравнивать Российскую империю с Британской — смотрите. В итоге, Лондон был вынужден дать своим колониям создать государства и объединил их в Британское Содружество НАЦИЙ. А сама Великобритания не только мультиэтнична, но именно многонациональна — она включает в себя Англию, Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию, которые, кстати, периодически пытаются отделиться.
Так что, в 20-е годы прошлого века Евразия, втиснутая в рамки одного государства, ассоциируемого с титульной нацией, но на самом деле не являющегося национальным государством, закономерно породила множество национальных государств.
Причем сделали это не большевики, как утверждают Жириновский и Ко. Напротив, вне зоны их контроля сами по себе, но не на пустом месте, а как следствие борьбы их национальных движений возникло множество национально-демократических республик. И большевики всего лишь в отличие от твердолобых белых имперцев вроде Деникина, отвергших союз с ними против коммунистов, сумели нейтрализовать их, перехватив эти проекты и включив в свой в качестве республик.
В этом смысле большевиков можно сравнить с серфингистом — не он поднял волну, но ему удалось на нее вовремя вскочить. На время.
Однако даже после спадов тех или иных волн надо понимать — Евразия это не тихое озеро в Швейцарии. Это море, которое по определению будет рождать волны, одну за другой.
Коммунисты предприняли вполне себе разумную попытку упорядочить закономерный исторический процесс, и в этом смысле СССР не сильно отличался от ЕС.
Но чем он отличался, так это деспотией по отношению ко всем, которая на окраинах воспринималась еще и как национальная, ибо ее проводниками в основном были служивые русские.
В наши дни по сути продолжается борьба с остатками этой деспотии, борьба неизбежно интернациональная и с одной, и с другой стороны.
Однако помимо антидеспотических задач она невозможна в отрыве от довершения до конца задачи вестфальской трансформации Евразии. Без которой просто невозможен переход ее народов в новую эпоху истории.
(опубликовано в «livejournal«)