В одиннадцатую годовщину создания Национальной Организации Русских Мусульман редакция сайта «СИЛА» подготовила интервью с ее лидером Харуном Сидоровым
Харун, одиннадцать лет с момент создания НОРМ. Как можно охарактеризовать роль организации в нынешних условиях?
Примерно за год до отъезда из России мы вместе с сиди Амиром (Григорием Мавровым) начали общаться с очень мощным русским политическим философом Вадимом Цымбурским. В одной из бесед он сказал, что его роль в интеллектуальной жизни России – это «значимое отсутствие». Я часто потом вспоминал эти слова, когда его уже не стало. Отсутствие востребованности идей Цымбурского для русского общества и русской политики, действительно, оказались чрезвычайно значимыми по последствиям, но это уже тема для совсем другого разговора, чем наш. Если говорить о НОРМ, я бы, пожалуй, охарактеризовал его нынешнюю роль в России теми же словами – «значимое отсутствие». С той оговоркой, что речь идет о роли в данный конкретный момент, которая может резко смениться в будущем, точно так же, как она была совершенно другой в недавнем прошлом.
В чем заключается это «значимое отсутствие» НОРМ в России?
НОРМ долгие годы активно представляла в медиа-пространстве России русских мусульман и была центром притяжения тех из них, кто поддерживал идею объединения в собственное национальное сообщество. Все эти годы это порождало активные споры и нападки на нашу организацию и ту роль, которую она играла. Говорить о нападках извне, то есть, со стороны тех, кто вообще воспринимал в штыки идею сообщества русских мусульман, желая, чтобы они незаметно растворились среди мусульман этнических, особого смысла нет. Но ведь всегда были нападки как бы изнутри – со стороны тех, кто говорил, что НОРМ неправильно представляет русских мусульман, сбивает их с пути, дискредитирует и т.д. «НОРМ – плохие, русские мусульмане хорошие» — такую идею пытались и пытаются продвигать те, кого можно охарактеризовать как «русские мусульмане против НОРМ».
Например, когда мы поддержали Майдан, украинскую революцию и освободительную борьбу против неосовдепа, кремлевский клеврет Салахетдинов на своем сайте решил устроить на нас атаку как на «плохих русских мусульман» от имени «хороших русских мусульман». В качестве последних выступили бывшие нормовцы Маркус и Полосин. Идея кампании была такова – НОРМ заигрался в политику и своим противостоянием российской власти и ведомому ей обществу подставляет под удар русских мусульман, формируя им образ врагов государства. Мы, конечно, в своем ответе указали на явную недобросовестность наших оппонентов и бывших соратников, которые путают причины и следствия. Это власть, государство сделали из нас врагов, причем, несмотря на наше многолетнее дистанцирование от оппозиционной деятельности и поддержки антигосударственных движений, отсутствием которой нас укоряли многие мусульмане. И только потом, когда уже стало очевидно, что никакой нейтралитет, никакие конструктивное взаимодействие и договоры с этим государством невозможны, мы поняли, что единственный путь расчистить русским мусульманам пространство для исторического становления – это встать в ряды могильщиков этой империи.
Однако помимо объяснения нашей позиции мы предложили Полосину и Маркусу доказать, что их не просто используют как спойлеров против нас, а на практике доказать их правоту и нашу неправоту. А именно, показать, как они, действуя иначе, чем мы, другими методами, сумеют добиться лояльности этого неосоветско-православного государства к «хорошим русским мусульманам». Мы говорили и повторяем – если это НОРМ своей «ошибочной политикой» мешал становлению русского мусульманского сообщества в России, пожалуйста, теперь, когда мы полностью свернули свою активность на территории РФ, сделайте это хорошо, сделайте это без наших «ошибок». Найдите русского имама не «экстремиста», не вызывающего аллергию у властей и силовиков, пусть он договорится с государством и создаст реальную русскую мусульманскую организацию, которая станет альтернативой уходу русских мусульман в «экстремистские» организации. Но не чисто спойлерскую виртуальную структуру, единственной целью которой будет вести пропагандистскую войну против НОРМ, а реальную организацию, которая сумеет добиться того, чего «из-за своих ошибок» не смог добиться НОРМ. А именно открыть в России хотя бы один русский мусульманский центр, вокруг которого стали бы группироваться русские мусульмане, создавались бы русские мусульманские семьи, готовились бы русские мусульманские имамы и т.д. Мы даже указывали на фигуру, которая лучше всего подошла бы на роль лидера такой организации – Хамзу Кузнецова, муфтия Хабаровска, абсолютно прогосударственного человека. И что же? Ему не то, что русскую мусульманскую организацию создать не предложили, но со скандалом сместили с должности муфтия, потому что в рамках существующей политики государства русских муфтиев и имамов в России быть не может, это известно еще с отстранения Евтеева и ареста Степаненко.
Так вот, отсутствие НОРМ в России оказалось значимым тем, что прошло уже несколько лет, как мы свернули свою активную деятельность в стране, а никакой русской мусульманской альтернативы НОРМ не то, что не видно – не видно даже намека на нее.
С чем Вы это связываете?
Внешняя причина очевидна – любая русская мусульманская организация в России, кроме той, что будет создана специально, чтобы решать провокационные задачи (по этой причине пока существует нынешний режим, мы принципиально не будем участвовать в ее деятельности, хотя и противодействовать тоже не будем), будет разгромлена силовиками. Любой разумный человек это понимает, а неразумному просто не хватит знаний и навыков что-то создать – по этой причине все намерения учредить какие-то ненормовские русские мусульманские проекты, что мы наблюдали, испарялись на самых ранних стадиях.
Но не менее важной оказалась внутренняя причина. Оказалось, что кроме того актива соратников и сторонников, который за одиннадцать лет очень непростой деятельности был создан и отсеян вокруг НОРМ и существует сегодня либо в эмиграции, либо в рассеянном и затаившемся виде в России, нет никого, кому действительно нужно русское мусульманское сообщество.
Неужели у русских мусульман в России нет запроса на сохранение своей идентичности?
Что такое значимое отсутствие НОРМ можно наглядно понять на примере недавнего журналистского проекта, посвященного русским мусульманам. Его разработчики выходили на нас, разумеется, с просьбой посоветовать русских мусульман, которые дадут для него интервью. Мы отказались по очевидным причинам – не хотим подвергать таких людей риску. В итоге проект был сделан с десятью людьми, среди которых нет нормовцев.
Что бросается в глаза? Во-первых, все опрошенные сказали, что сохранение и воспроизводство национальной идентичности в Исламе их не особо заботит. Во-вторых, что хуже, некоторые высказались в том духе, что и религию детям прививать не надо, мол, сами выберут. Совершенно шокировала история парня, у которого родители русские мусульмане, но его не воспитывали в Исламе, он рос вне религии, как он сам сказал, в итоге прошел путь через алкоголь и наркотики и сам пришел к Исламу. Пречист Господь! Как родители-мусульмане, тем более принявшие Ислам осознанно, могли бросить своего сына в лапы шайтана и оставить его без того, на что имел полное право – религиозного воспитания? И это русские мусульмане?! Ну и единственный человек, который дал позитивное определение русской идентичности в Исламе, сказал, что русские мусульмане это те, кто связывают свою судьбу с Россией. То есть, опять служивая ментальность тяглового народа, что русские это подданные России.
Вот это срез русских мусульман без НОРМ. Конечно, у такого русского мусульманства нет никаких стратегических перспектив, потому что каждое новое поколение таких русских мусульман, скорее всего, будет оказываться и последним. Поэтому парадоксальный, но на самом деле, глубоко закономерный, если знать и понимать русскую историю, факт заключается в том, что авангард тех русских мусульман, которые хотят быть национальным джамаатом, сегодня находится вне России. А тем, кто сегодня полностью ориентируется на Россию, это просто не нужно (то, что в ней для этого нет условий, это другой вопрос).
Как сейчас обстоит дело с вниманием российских спецслужб к НОРМ?
Внимание беспрестанное и мы про него знаем, ощущаем его. Даже к родственникам тех, кто уже давно уехал из страны, регулярно наведываются соответствующие товарищи, то ли в надежде увидеть «старых друзей», то ли для того, чтобы им передали, что возвращаться не стоит. Разумеется, те засветившие себя в деятельности русского мусульманского движения люди, которые по тем или иным причинам еще не уехали из РФ, находятся под постоянным наблюдением. Это знают они и это знаем мы, в связи с чем не хотим создавать этим людям проблем, подталкивая к какой-то опасной и при этом непродуктивной в нынешних условиях активности. Хотя мы прекрасно понимаем, что даже те, кто отошел от любой активности, в любой момент могут стать жертвой очередной пропагандистской кампании по разоблачению «врагов народа», которыми по определению являются русские мусульмане, особенно из числа тех, кто был связан с негласно экстремистской организацией.
О сборе информации, включая компьютерно-телефонный шпионаж, угрозах и провокациях в отношении действующих лидеров русского мусульманского движения за границей говорилось уже не раз. В последние несколько месяцев имели место несколько достаточно непрофессиональных попыток внедрить «кротов» в нашу мухаджирскую среду. К сожалению для силовиков после того, как они выдавили нас из страны, возможности для таких внедрений у них сократились многократно. Это когда мы вели активный набор людей в наши общины, они могли и внедрять, и вербовать уязвимых (к слову, большинство таких случаев мы раскрывали и использовали в своих интересах), сейчас же все такие люди сами собой отсеялись. Ведь хиджра это достаточно тяжелое испытание и решились на него именно те, кто не захотели жить под постоянным прессом. Ну и, разумеется, в эту достаточно закрытую среду мы не принимаем людей с улицы, тех, кого не знаем или подозреваем в работе на органы.
Высказывалось опасение, что такая закрытость фактически несовместима с развитием организации. Что Вы скажете на это?
Еще в конце 2008 года, на той Шуре НОРМ, где я был избран амиром с участием первого амира Абу Талиба, а также Полосина, который позже без объяснений исчез, когда мы перешли к конфронтации с режимом, мы решили, что из формата централизованной организации с индивидуальным членством мы должны перейти в формат сети. Что это значит? Это значит, что основные полномочия и инициатива в практической деятельности должны были перейти от центрального руководства НОРМ к ее общинам. В 2011 году, когда мы поддержали протестное движение на Болотной – Сахарова, мы предвидели репрессии и дали установку общинам русских мусульман, разделяющих наши идеи, не ассоциироваться публично с НОРМ и вести деятельность автономно. В 2013 году, когда по стране уже пошла волна репрессий с арестами и подбрасыванием оружия нашим людям, мы сказали, что тем, кто остается в России, надо категорически дистанцироваться от НОРМ и максимально не привлекать к себе внимания органов. В нынешних условиях в России единственно возможный формат действия сторонников наших идей –автономный и рассредоточенный. Создавать русские мусульманские семьи, что является важнейшим аспектом, как бы странно это ни звучало, потому что успех или неуспех человека в этом вопросе это индикатор его успеха или не успеха как агента русского мусульманского движения, подтверждение его своей жизнью, а не словами. Далее, по возможности, это небольшие, не привлекающие к себе внимания коллективы русских мусульман. Компании друзей, коллег по работе или партнеров по бизнесу, с женами, детьми. Не позиционируя себя как организацию или джамаат, тем более, НОРМ.
Если люди решают на своем месте эти минималистские, но на самом деле стратегические задачи, наше дело делается, потому что организация не нужна как самоцель, особенно, если она начинает мешать, это всего лишь инструмент. Что же касается сложившегося актива организации, который сегодня находится за рубежом, на данном этапе его задача – генерировать и поддерживать идейное поле для наших сторонников по всему миру, в России и вне ее. И в принципе это делается.
А нет ли планов стянуть все активные кадры в одно место, например, в Турции или в Украине, чтобы можно было создавать и развивать полноценный русский джамаат?
Это наша стратегическая цель и мы, конечно, прорабатывали этот вопрос и по отношению к Турции, и по отношению к Украине. К сожалению, ситуация в обеих странах характеризуется неопределенностью, то есть, нет гарантий, что людям, бросившим свои места жительства, работы и т.п. и переехавшим туда, через какое-то время не придется переезжать в очередной раз. У нас были очень серьезные планы по Турции, когда туда начали стягиваться первые наши мухаджиры, которых мы рассматривали как первопроходцев для всех остальных. Но примерно в то же время в Турции начались массовые аресты русскоязычных мухаджиров и стало ясно, что звать в такую ситуацию новых людей неправильно. Тем более, сейчас там будет накаляться борьба между условно происламскими и оппозиционными силами, причем, иностранцы в ней явно лишние, учитывая националистический характер турецкого общества. Что касается Украины, слава Богу, что ее удалось отбить от поглощения путинизмом, но переезд туда на ПМЖ граждан России в нынешних условиях крайне затруднителен, если учесть, что предоставление политического убежища совершенно неотработанно, и таких случаев можно по пальцам одной руки пересчитать даже в отношении активных оппозиционеров. Поэтому, увы, пока еще нет того места, куда с чистой совестью можно было бы позвать всех желающих русских мухаджиров. Но, надеемся, оно появится.
Не могли бы Вы прокомментировать нашумевшую историю с Варварой Карауловой, студенткой МГУ, которая пыталась присоединиться к ИГИЛ? В прошлом году под знаменами того же ИГИЛ погиб знаменитый русский актер Вадим Дорофеев. Имеет ли место некая тенденция игилизации русских мусульман и как к этому относиться?
Случай с Варварой Карауловой для нас интересен тем, что девушка в прошлом, судя по всему, была связана с русской националистической средой. Я ничего не могу сказать про нее и ее мотивы, так как просто не владею информацией, но факт остается фактом – когда в России активно действовал НОРМ, такие люди, активные русские националисты, принимая Ислам, обычно шли к нам, и это ни для кого не было секретом. Сейчас мы просто с ними целенаправленно не работаем в том смысле, что не находим таких людей специально, не привлекаем их в свои общины, взаимодействуя только с теми, кто сам к нам тянется. Но человеку, только принявшему Ислам или интересующемуся им, особенно если он склонен к мгновенным и эффектным действиям, узнать про ИГИЛ и примкнуть к нему сегодня гораздо проще, чем узнать о НОРМ и примкнуть к нам.
Тем более, что не только НОРМ, но и любой другой джамаат сегодня просто несопоставимы с ИГИЛ. И не только потому, что ИГИЛ это куда более яркая и крутая для молодежи картинка. Кто бы что ни говорил, это не один из джамаатов, а государство. Пусть непризнанное окружающим миром, что тоже привлекает многих, но контролирующее достаточно обширную территорию, располагающее зачатками полноценного государства и принимающее к себе людей не просто воевать, как другие джихадистские группировки, но и полноценно жить в обществе, основанном на его ценностях.
Дело в том, что та ситуация, которая складывается в мире вокруг мусульман сегодня, очень напоминает ситуацию, которая складывалась в начале XX века вокруг евреев. Живя в чужеродном окружении, одни евреи ассимилировались, а другие стали жертвами преследования и даже геноцида со стороны тех обществ, которые видели в них угрозу своему традиционному укладу. И на этом фоне возникла идея Еврейского государства, в котором сможет найти приют, жить и реализовываться, не поступаясь своей идентичностью, любой еврей. Сегодня мусульмане во многих местах оказались в схожей ситуации, либо ассимилируясь, либо подвергаясь гонениям. Поэтому идея Исламского государства объективно будет востребована и набирать популярность, особенно среди тех, кому нет места в национальных государствах мусульманских народов вроде Турции, Саудии, Эмиратов, Малайзии и так далее. Так что, в данном случае мы видим, какой потенциал имеет этот проект, если первый же, кто провозгласил его, получив для этого малейшие возможности, получил достаточно ощутимую поддержку внутри уммы.
Другое дело, что тот же Израиль – я не поддерживаю его как мусульманин, для меня это государство-оккупант земель Уммы, но надо это признать, он оказался очень зрелым и широким проектом. Израиль сумел действительно стать Еврейским государством и играть эту роль для всех евреев мира. Но он никогда бы им не стал, если бы под видом Еврейского государства было создано Хасидское государство или Иргуновское государство. Но именно это мы сегодня и видим в нашем случае, где провозглашено Исламское государство, но в реальности это государство одной очень узкой идейной группы, такфиристски настроенной по отношению ко всем остальным. Неофиты вроде Варвары Карауловой или Вадима Дорофеева этого, конечно, не понимают, поэтому их и дальше будет притягивать образ именно Исламского Государства, особенно в условиях сохраняющегося давления на русских мусульман.
Как к этому относиться? Как к закономерному историческому процессу, увы. Настоящее Исламское государство по аналогии с Еврейским государством могло бы помочь русским мусульманам состояться как одной из групп на его территории. Но русский джамаат не видит в ИГИЛ такого государства по указанным выше причинам, поэтому едут в него те русские мусульмане, которые не ставят перед собой таких задач, как мы, и не склонны критически оценивать реальность за лозунгами и декларациями. Но это будет продолжаться, потому что реальность и возможности ИГИЛ для пассионарных неофитов несравнимы с таковыми у НОРМ, Хизб ут-Тахрир, нурсистов и кого-то еще. Люди будут ехать, на данном историческом этапе это просто неизбежность и показатель того, что идея Исламского государства обладает огромным потенциалом. Что касается наших сторонников, им надо продолжать делать свое дело. Если мы увидим, что появилось подлинное Исламское государство, способное принять к себе русский джамаат, мы первые об этом скажем, ин ша Аллах.
Опубликовано на Голос Ислама