В отношении зависимости от доллара и западноцентричной финансовой системы у лидеров мусульманских государств есть 3 пути.

Первый — развиваться внутри этой системы, принимая ее правила игры, но пытаясь раздвигать ее политические рамки и увеличивать внутри нее свой вес.

Понятно, что на определенном этапе это должно будет упереться в некий потолок, но да, такова цена, которая платится за доступ к благам капиталистической цивилизации и ее преимущества.

Второй — создавать альтернативную исламскую систему, не паллиатив в виде т.н. «исламских банков», работающих от тех же долларов, а альтернативу, начиная с монетарной системы, в основе которой триада: динар — дирхам — фулус.

Путь этот крайне сложный, и по правда сказать, как человек, имевший некое отношение к тем, кто десятилетиями пытался реализовать эти проекты, я считаю, что практически эта задача сегодня нам не по плечу.

Поэтому, ни одно государство, включая и революционный Иран в 1979 году не осмелилось выбрать этот путь, вместо этого сохранив золотовалютную привязку своих национальных валют, то есть, привязку к тем же самым долларам.

Тем не менее, теоретически этот путь был возможен. В Турции, будучи премьер-министром, золотой динар, представленный ему накануне шейхом Абдулькадыром ас-Суфи, продемонстрировал журналистам Эрбакан, заявив: «Это будущая валюта мусульман!». Но, конечно, эти инициативы шли у него в одном пакете с идеями Исламского Общего Рынка, Исламского Союза и т.д., к которым он стремился.

ПСР и Эрдоган были альтернативой этому пути. Они последовательно шли по первому, будучи типичной правой силой в западном понимании — либерально-капиталистической в экономике и консервативной в политике и морали. И будучи продолжателями той многодесятилетней «меньшевистской» традиции турецкого политислама, о которой мы писали: Мендерес, турецко-исламский синтез, Озал и Эрдоган как ее кульминация.

Это приносило ощутимые успехи, но повторяю, предполагало, что у развития в этой парадигме есть пределы, рамки, за которые нельзя выйти, не начав ее обрушать.

Мы видим, что сейчас начинает происходить именно это. Но ради чего? Ради перехода на второй путь? Нет, это —

Третий путь — в борьбе с империалистическим Западом вместе с другом Мадуро, как завещал великий Чавес, по стопам Венесуэлы.

Кто не в курсе, поинтересуйтесь, как сейчас выглядят ее экономика и политическая система. Боюсь, что именно в этом направлении сейчас и движутся Турция и Эрдоган.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*