Пошел гулять по исламским блогам характерный образчик луддитского мышления среди мусульман. Мол, при Аббасидах в Багдаде были и технологии, и знания, и культура, и цивилизация, а все это не помогло, потому что мусульман смели монголы, у которых всего этого не было.
Так что, не нужны нам ни эти науки, ни эти технологии, ведь у сахабов ничего такого не было. Ну хорошо, а нужно что?
Стать, как сахабы? Эти призывы в полный рост умма слышит уже, как минимум, век. И что, стали? А где тогда победы? Почему сейчас-то нас гнобят не какие-нибудь монголы, а как раз те, у кого есть и технологии, и знания (румы), а мы, пытаясь быть похожими на монголов (сути успеха которых мы не понимаем, о чем ниже) или пытаясь приблизиться к сахабам, не достигаем ни одного, ни другого?
Или, может быть, нужно углубиться в религиозные знания вместо мирских? Но вот какая штука — чем больше это делают призывающие к этому и следующие за ними, тем на большее количество враждующих групп и группок они раскалываются. И разве это не происходило на глазах тех, кто наблюдал за этими битвами и, чего уж там, сам во всем этом участвовал, пока не понял, что «что-то пошло не так» — как грызться начинали не представители действительно противоположных акыд, а последователи одних и тех же, вчерашние соратники, уподобляющиеся паучкам в банке?
И разве это не ровно то, что было накануне падения, но не Багдада, а Андалуса, о чем рассказывал Ибн Хазм — когда крестоносцы стояли у стен мусульманских городов, а алимы внутри них в мечетях были заняты обсуждением тонкостей теологических вопросов?
Теперь на счет монголов. Они смели мусульман не просто своей пассионарностью и длинной волей, но и конкретно, передовыми военно-политическими организацией и технологиями. (Очевидец событий, перс Джувейни сообщает о присутствии 1000 китайских военных инженеров, армян, грузин, персов, турок.)
А теперь переложите все это на современные реалии — какие организацию и технологии предлагают и генерируют те, кто фактически призывают мусульман не стремиться к успехам в мирском развитии? Или, может быть, вы видите среди них аналогов Темуджина и его молодых соратников, начавших объединять монгольские племена для успешных походов? Вопросы риторические…
И, кстати, монголы не были противниками знаний и технологий как таковых, а победив своих противников, становились их покровителями. Как это делали и завоеватели арабы-мусульмане, с той лишь разницей, что в отличие от монголов им удалось создать свою устойчивую и динамичную модель цивилизации, не раз восстанавливающуюся после тех или иных коллапсов, одним из которых было и монгольское завоевание (закончившееся, кстати, завоеванием «монголов» Исламом).
Ту цивилизацию, плоды которой так ненавистны луддитам от Ислама.