Должен прокомментировать сегодняшнее заявление муфтия Камиля-хазрата Самигуллина с критикой придания якобы русским статуса государствообразующего народа в путинской конституции.

Начну с того, что адекватно мыслящим русским не нужны ни в принципе этот государствообразующий, то есть, тягловый статус, не дающий им ничего кроме озлобления против них других коренных народов России, ни тем более предложенный Кремлем государствообразующий статус какого-то непонятного народа, языком которого является русский, потому что претендентов на эту роль в России хоть отбавляй.

Поэтому сказанное ниже не следует считать защитой самой этой поправки, хотя бы потому что я в принципе считаю нелегитимными все эти поправки. И к слову, если муфтию так не понравилась какая-то из них, очень рассчитываю услышать от него перед днём голосования однозначный призыв к своим единоверцам и соплеменникам либо не идти голосовать, либо пойти и проголосовать против.

Но удивляет другое. Мы редко слышим от муфтия заявления с критикой инициатив и политики Кремля. В том числе и тогда, когда как мусульмане хотели бы их услышать — например, осуждение захвата Крыма или убийства мусульман в Сирии. Ну или, если уж речь идёт о защите интересов Татарстана — осуждение отъема московским Кремлем и сдачи казанским Кремлем его республиканской автономии.

Поэтому странно видеть, что в качестве повода выразить своё редкое несогласие с властью Камиль-хазрат выбрал якобы придание русским государствообразующего статуса в России.

Это странно потому что сам он является муфтием республики, в конституции которой обозначены как весь народ Татарстана, так и конкретно татарский народ. Что на мой взгляд, как человека последовательно отстаивающего сохранение национально-государственных образований коренных народов России, включая татарский народ, абсолютно оправданно и необходимо.

Однако хотелось бы донести до Камиля-хазрата, что в отличие от татарского народа у русского народа нет в России своей республики. Поэтому вопрос с закреплением какого-то статуса русских в России в связи с этим стоит объективно.

Ещё раз повторюсь, что «государствообразующий» статус — не самый лучший вариант решения этой проблемы, особенно когда этим статусом наделяется какой-то непонятный народ, говорящий на русском языке. У конструктивно настроенных русских есть альтернативное видение решения этой проблемы, в частности, сопряжённое с одновременным признанием статуса и интересов других коренных народов России, к числу которых относится и татарский народ.

Хотелось бы услышать, как решение этой проблемы видит муфтий Татарстана. Потому что без таких предложений с его стороны критика наделения русских официальным статусом в России будет выглядеть как проявление двойных стандартов со стороны муфтия республики, в которой ее титульный народ таким статусом наделён.

Напоследок хотелось бы ещё раз повторить, что речь идёт не о поддержке проекта власти, который я осуждаю и в принципе (в отношении внесения этих поправок в конституцию), и в частности (в том, что касается этого пункта). Суть в том, что власти, как и конституции сегодня одни, а завтра другие. Татарский же и русский народы в силу своей географии, демографии и истории обречены жить рядом, в силу чего их лидерам мнений требуется ответственно выстраивать отношения друг с другом с прицелом на дальнюю перспективу.


Комментарий муфтия к своим заявлениям


А я думаю, что Муфтий Татарстана в данном случае не прогнулся под Администрацию президента, как ему приписывают, а услышал пожелания общественности.

Приведу цитату из своего комментария от 4 марта на его заявление:

«Хотелось бы услышать, как решение этой проблемы видит муфтий Татарстана. Потому что без таких предложений с его стороны критика наделения русских официальным статусом в России будет выглядеть как проявление двойных стандартов со стороны муфтия республики, в которой ее титульный народ таким статусом наделён».

Вот Муфтий и предложил:

«Возможно, было бы целесообразно в конституции использовать следующий тезис: «выражая волю многонационального народа Российской Федерации и русского народа», — предложил Самигуллин.

И предложил он аналог формулировки из конституции Татарстана, которая гласит: «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа…»

Так что, теперь никаких обвинений/подозрений в двойных стандартах в его адрес быть не может. И за это разъяснение его следует поблагодарить, т.к. мы видим, что муфтий Татарстана не против субъектности русского народа в принципе, а против имперско-шовинистической формулировки о нем (на самом деле, даже не о нем) как о государствообразующем народе.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*