Регион.Эксперт уже не раз освещал конфликты «федералов» с региональными фрондерами, использующими крышу общероссийских системных партий, будь то Анатолий Быков в Красноярском крае или Сергей Фургал в Хабаровском. Однако то, что произошло в Республике Калмыкия этой осенью, стало новым шагом в регионализации кризисных процессов режима кремлевской вертикали.

В конце сентября против ставленника Кремля в республике Бату Хасикова выступили все фракции ее парламента (Народного Хурала), включая «Единую Россию». В своем обращении к Путину они призвали его сместить своего ставленника, обвинив его в провале борьбы с эпидемией коронавируса, отсутствии поддержки экономики республики в тяжелый период, неспособности справиться с последствиями засухи, росте безработицы и в целом в том, что он «не способен принять решений по улучшению ситуации в республике».

Такая беспрецедентная фронда партии Кремля против ставленника Кремля в регионе не возникла на ровном месте. Год назад в Калмыкии уже вспыхивали достаточно массовые по местным меркам протесты против назначения мэром ее столицы Элисты «варяга» Дмитрия Трапезникова. Назначение главой калмыцкой столицы не просто некалмыка, а человека, вообще не имеющего отношения к Калмыкии, было воспринято как пощечина республике, которая с 90-х годов демонстративно утверждала свою самобытную государственность в составе РФ.

С 1993 по 2010 годы ею правил Кирсан Илюмжинов, в 90-е годы экстравагантный миллионер, избранный на всенародных выборах ее президентом и обещавший превратить ее в аналог Арабских Эмиратов по уровню благосостояния. Получилось не очень, но зато было принято Степное Уложение — конституция республики с экзотическим названием, а Элиста позиционировалась как шахматная столица России, благодаря тому, что Илюмжинов возглавил ФИДЕ. Помимо этого, он встречался с мировыми религиозными лидерами, включая Далай Ламу и Папу Римского, и стал хранителем мощей самого Будды. В общем, из Калмыкии не получилось Арабских Эмиратов, а из Элисты Дубая, но зато статусно калмыки чувствовали себя жителями республики, играющей не последнюю роль не только в российских, но и в мировых процессах.

На этом фоне назначение главой Элисты Трапезникова – правой руки ликвидированного главаря т. н. ДНР Александра Захарченко –  стало для калмыков отрезвляющим душем — они поняли, что никакой даже символической государственности у них больше нет. Впрочем, надо сказать, что и сам чуть ранее продавленный Кремлем в качестве главы Калмыкии Бату Хасиков, вставший на защиту Трапезникова, отличается от него разве что своей титульной национальностью. Спортсмен и актер, чудесным образом ставший сенатором от Калмыкии, после этого он попал в «Росмолодежь», из которой был прислан Кремлем руководить республикой, не имея никакого серьезного управленческого и политического опыта и авторитета.

Неудивительно, что такой руководитель прославился не только проведением субботников в разгар эпидемии коронавируса, но и отправкой в это время врачей на помощь Москве, и без того благополучной по медицинскому обеспечению на фоне других регионов — из республики, которая сама оказалась на грани коллапса системы здравоохранения. Плодом таких управленческих талантов стали лидирующие позиции Калмыкии, но не по темпам развития экономики или социальной сферы, а по уровню смертности от коронавируса по Южному Федеральному Округу.

В общем, понятно, что назначенцу Кремля в современной путинской России надо было очень сильно постараться, чтобы превратить в оппозицию себе главную партию Кремля — это еще одно уникальное достижение, которое смело может записать в свой актив кремлевский актер и спортсмен из «Росмолодежи». Правда, фронду удалось быстро купировать — из Кремля последовал окрик и местная «Единая Россия» отказалась от требования отставки кремлевского назначенца, развалив спонтанно возникшую оппозиционную коалицию с КПРФ и «Справедливой Россией».

Однако сам прецедент такой фронды, безусловно, заслуживает серьезного внимания. Ведь в своем время триггерами центробежных процессов в республиках СССР во многих случаях стали не только антикоммунистические народные фронты, но и республиканские компартии, почувствовавшие, что в наступающие времена можно и нужно быть не с Кремлем, а со своими народами. Не являются ли события в Калмыкии первой ласточкой подобной смены конъюнктуры в регионах «РФ»?

Опубликовано на Регион.Эксперт

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*